08.06.2014  Просмотров: 3381

Практика рассмотрения обращений о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком. Обзор основных нарушений

ДОКЛАД

Практика рассмотрения обращений о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Обзор основных нарушений, выявленных при рассмотрении обращений. Рекомендации. при проведении процедур определения поставщика, исполнителя, подрядчика.

Добрый день уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию доклад, посвященный практике рассмотрения обращений о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) Службой контроля автономного округа, обзору основных нарушений в сфере закупок, выявленных Службой, и рекомендациям при проведении процедур определения поставщика, подрядчика исполнителя.

Пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ предусмотрено основание для осуществление закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений. В настоящее время непременным условием заключения контракта на основании указанного пункта, является согласование закупки с органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Для заказчиков автономного округа таким органом исполнительной власти является Служба контроля автономного округа.

Сразу скажу, что 23.05.2014 Государственной Думой РФ во втором чтении принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе…» (который вступит в силу со дня его официального опубликования), предусматривающий отмену обязанности согласования со Службой контроля возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случае если запрос котировок признан несостоявшимся.

Данная мера установлена законодателем в целях оптимизации деятельности заказчиков, и позволит исключить необоснованные временные издержки для них, а также для контрольных органов в сфере закупок.

Кроме того, данным законом вводится норма, согласно которой в случае, если аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нем, контракт с участником такого аукциона, подавшим указанную заявку, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, то есть по согласованию с контрольным органом. В действующей редакции закона необходимость такого согласования отсутствует.

Таким образом, при отмене одного основания, касающегося необходимости согласования заключения контракта при несостоявшемся запросе котировок, добавляется другое основание для согласования, когда по результатам рассмотрения вторых частей заявок только одна вторая часть заявки признана соответствующей требованиям документации об аукционе.

Служба контроля автономного округа осуществляет рассмотрение обращений заказчиков о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с порядком согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2013 № 537.

Для согласования заявитель в кратчайший срок направляет в Службу письменное или через систему автоматизации электронного документооборота и делопроизводства «Дело» электронное обращение, подписанное руководителем заявителя либо иным уполномоченным им лицом.

Что касается «кратчайшего» срока направления обращения о согласовании, то Законом о внесении изменений в Закон № 44-ФЗ установлен уже конкретный срок – не позднее чем в течение десяти дней с даты подписания соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся. Также определен срок заключения контракта по результатам согласования – не более чем двадцать дней с даты получения заказчиком такого согласования.

В целях повышения качества рассмотрения обращений заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также учитывая, что постановление Правительства автономного округа № 116-п «Об административном регламенте по согласованию…» утратило силу, возникла необходимость в дальнейшем упорядочении отношений, возникающих при рассмотрении обращений о согласовании, и унификации документов, направляемых в Службу уже в рамках Закона № 44-ФЗ и Порядка, утвержденного приказом № 537.

Поэтому, в ближайшее время в адрес главных распорядителей бюджетных средств автономного округа Службой контроля будут направлены рекомендации по подготовке документов для согласования возможности заключения контракта с единственным  поставщиком, содержащие формы документов, предусмотренных Порядком и предлагаемые для использования всеми заявителями.

Обращение в Службу рекомендуется оформлять на бланке заказчика (уполномоченного органа, учреждения) с указанием информации о признании несостоявшимся конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений по основанию, предусмотренному пунктом 25 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, даты и номера размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок, даты и номера протокола комиссии, точной формулировки решения комиссии, а также фамилии, имени и отчества исполнителя, номера его контактного телефона.

К обращению должны прилагаться:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом, или ее заверенная копия, либо иной документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (копия решения о назначении или об избрании либо приказ о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности). Иными словами, к обращению в любом случае должен быть приложен документ, подтверждающий полномочия подписавшего обращение лица, даже если оно подписано руководителем. В случае, если обращение подписано исполняющим обязанности руководителя или его заместителем (по приказу или доверенности), то необходимо подтверждение полномочий как такого лица, так и руководителя;
  • оригинал заключения заказчика (уполномоченного органа, учреждения), обосновывающего соответствие предполагаемого поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям законодательства Российской Федерации о закупках и документации о закупке, также на бланке;
  • документ о согласии поставщика (подрядчика, исполнителя) заключить контракт в соответствии с требованиями и условиями документации о закупке в виде оригинала письма на фирменном бланке, подписанного руководителем и скрепленного печатью (для индивидуальных предпринимателей (при наличии печати и фирменного бланка) и юридических лиц);
  • копия извещения об осуществлении закупки и документации о закупке, а также разъяснения и изменения к ним (если такие разъяснения или изменения были сделаны заказчиком);
  • копии всех протоколов, составленных в ходе проведения закупок.

Кроме указанных документов к обращению рекомендуется прикладывать:

  • копию плана-графика осуществления закупок;
  • копии первых и вторых частей заявок участников закупки;
  • копии документов, подтверждающих соответствие предполагаемого поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (в случае, если извещением или документацией о закупке установлено требование о предоставлении участником закупки таких документов), например лицензия или допуск СРО;
  • копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
  • копию документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени предполагаемого поставщика (подрядчика, исполнителя) (для юридических лиц), копия паспорта (для физических лиц и индивидуальных предпринимателей);
  • копии учредительных документов предполагаемого поставщика (подрядчика, исполнителя) (для юридических лиц).

Копии документов или документы, распечатанные с единой информационной системы, рекомендуется представлять пронумерованными, прошитыми и заверенными надлежащим образом.

Дополнительно могут быть приложены иные сведения, которые, по мнению поставщика (подрядчика, исполнителя), заявителя, могут иметь значение для рассмотрения обращения.

В случае необходимости согласования по нескольким конкурсам (аукционам, запросам котировок, запросам предложений) заявитель направляет отдельное обращение о необходимости согласования с полным комплектом сопутствующих документов по каждому конкурсу (аукциону, запросу котировок, запросу предложений).

В случае необходимости согласования по нескольким лотам в рамках одного конкурса заявитель направляет одно обращение о необходимости согласования с полным комплектом сопутствующих документов.

В случае, если обращение направлено по результатам несостоявшегося повторного конкурса или несостоявшегося запроса предложений, проведенного в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Закона №44-ФЗ, к такому обращению также должны быть приложены документация о закупке и копии протоколов, составленных в ходе проведения закупки, пронумерованные и заверенные печатью заявителя, по всем предшествующим несостоявшимся процедурам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), явившимся основанием для проведения таких повторного конкурса, запроса предложений.

В случае возврата обращения о согласовании без рассмотрения заявитель может повторно направить в Службу обращение о согласовании.

В связи с часто поступающими вопросами об основаниях направления обращений о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком в Службу контроля, остановимся на них более подробно.

Согласование со Службой контроля требуется в случаях, когда:

- на участие в конкурсе, электронном аукционе, запросе котировок, запросе предложений подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям Закона № 44-ФЗ и соответственно конкурсной документации, документации об электронном аукционе, требованиям указанным в извещении о проведении запроса котировок, запроса предложений.

  • по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе, запросе котировок только одна заявка признана соответствующей требованиям Закона № 44-ФЗ и соответственно конкурсной документации, требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок;
  • аукционной комиссией принято решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником, если этот участник и поданная им заявка на участие в таком аукционе признаны соответствующими требованиям Закона № 44-ФЗ и документации о таком аукционе;
  • в течение десяти минут после начала проведения электронного аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта;
  • после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, указанного в извещении о продлении срока подачи таких заявок, подана только одна такая заявка и она признана соответствующей требованиям Закона № 44-ФЗ и требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок;
  • по результатам предквалификационного отбора только один участник закупки признан соответствующим установленным единым требованиям, дополнительным требованиям и заявка такого участника признана соответствующей требованиям Закона №44-ФЗ, конкурсной документации;
  • по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе подана только одна такая заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям Закона №44-ФЗ и конкурсной документации или по результатам рассмотрения окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям Закона №44-ФЗ и конкурсной документации;
  • до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений подана только одна такая заявка, которая признана соответствующей требованиям настоящего Закона №44-ФЗ и удовлетворяет потребности заказчика в товарах, работах, услугах в соответствии с извещением о проведении запроса предложений.

Несмотря на четко установленные случаи для направления обращения, у заказчиков возникают вопросы, направлять в том или ином случае обращение или нет. Рассмотрим также случаи вызывающие наибольшее количество вопросов.

  • в электронном аукционе подал предложение о цене контракта только один участник. Согласно части 10 статьи 69 Закона №44-ФЗ, в случае признания заявки участника аукциона соответствующей требованиям документации, такой участник признается победителем аукциона. Контракт заключается с победителем аукциона, в соответствии с частью 1 статьи 71 Закона №44-ФЗ.
  • аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе только одной второй части заявки на участие в нем. В таком случае контракт заключается с победителем аукциона, в соответствии с частью 1 статьи 71 Закона №44-ФЗ, но, со дня официального опубликования Закона о внесении изменений уже по согласованию со Службой контроля.

2. Теперь хотелось бы описать основные нарушения, допускаемые заказчиками при проведении процедур закупок, выявляемые как при рассмотрении обращений о согласовании, так и при осуществлении контрольных мероприятий.

Основную долю нарушений составляют нарушения допущенные заказчиками при формировании извещения об осуществлении закупки или документации о закупке. В частности, заказчиками не учитывались (и до сих пор не учитываются) последние, на данный момент, изменения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, то есть не вносятся соответствующие изменения в извещение и документацию о закупке. Так Федеральным законом от 28.12.2013 №396-ФЗ, единые требования к участникам закупок дополнены требованием об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов (пункт 9 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ). Установлены дополнительные требования ко вторым частям заявок на участие в электронных аукционах, в части содержания в них информации об идентификационном номере налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона. Значительная часть документаций о закупках не содержит таких требований и информации. Забывают устанавливать требование ко вторым частям заявок на участие в аукционе о декларировании участниками закупки отсутствия между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.

Также заказчиками не включается в документацию о закупке требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, предусмотренное пунктом 8  части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ. Необходимость включения такого требования в документацию установлена частью 5 статьи 31 Закона №44-ФЗ. Даже если предмет контракта не связан с приобретением интеллектуальных прав, заказчик обязан установить единое требование и указать, что к данной закупке оно не устанавливается. В этом случае заказчик не вправе требовать декларирования от участника закупки соответствия такому требованию.

Зачастую в извещении о проведении электронного аукциона или документации об аукционе заказчики указывают дополнительные требования к участникам закупок, предусмотренные для проведения конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов, аукционов, закрытых конкурсов с ограниченным участием. Это требования предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона №44-ФЗ, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта, оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Поступают обращения с извещениями об осуществлении закупки, не содержащие обязательную информацию об установлении (не установлении) условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, имеется только ссылка на пункт 7 части 5 статьи 63 Закона №44-ФЗ, предусматривающий необходимость указания такой информации.

Также частым нарушением является отсутствие в извещении о проведении запроса котировок требования о предоставлении участниками закупки в котировочной заявке информации об идентификационном номере налогоплательщика учредителей, членов коллегиального органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок.

Что касается данного нарушения, то, поскольку часть 4 статьи 73 Закона №44-ФЗ запрещает заказчику требовать от участника запроса котировок предоставления  документов и сведений, не предусмотренных частью 3 статьи 73 Закона №44-ФЗ, значит у заказчика возникает обязанность требовать от участника запроса котировок  документы и сведения,  предусмотренные частью 3 статьи 73 Закона №44-ФЗ, которой установлен перечень информации, содержащейся в заявке на участие в запросе котировок  необходимой заказчику.

Пунктом 4 части 3 статьи 73 Закона №44-ФЗ установлено требование о содержании в заявке на участие в запросе котировок идентификационного номера налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок. Таким образом, оно должно быть в форме заявки, содержащейся в извещении о проведении запроса котировок.

Кроме того, законом о внесении изменений в Закон №44-ФЗ в пункт 4 части 3 статьи 73 Закона №44-ФЗ внесено изменение, согласно которому после слова «налогоплательщика» должно быть добавлено слово «при наличии». Таким образом, указанный пункт должен звучать следующим образом «идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок.

В статью 73 внесены и другие изменения в части формы заявки, ее содержания, с которыми вы можете ознакомиться из Закона.

Также частым нарушением является отсутствие в извещении и документации об осуществлении закупки для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций информации о предоставлении преимущества в отношении участников закупок, которыми могут быть только социально ориентированные некоммерческие организации. То есть преимущества предоставляют только субъектам малого предпринимательства забывая про социально ориентированные некоммерческие организации. Иногда вообще не указывают про предоставление (или непредоставление) таких преимуществ в отношении СМП и СОНКО.

Что касается нарушений, выявляемых заказчиками в подведомственных учреждениях, и порядка направления информации о таких нарушениях, то хотелось бы напомнить, что пунктом 1 статьи 113 Закона №44-ФЗ Федеральный закон №94-ФЗ признан утратившим силу.

Частью 12 статьи 17 Закона №94-ФЗ была установлена обязанность уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов органов местного самоуправления направлять информацию о совершении действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения, и подтверждающие такой факт документы в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти или в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух рабочих дней со дня выявления такого факта. Закон №44-ФЗ такой обязанности для уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок органов местного самоуправления не содержит.

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 - 2.1 статьи 7.29, частями 1 - 4, 6 - 8, 10, 11, 13, 14 статьи 7.30, частью 2 статьи 7.31, статьями 7.31.1, 7.32, частью 11 статьи 9.16 (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны), частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны), в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, помимо должностных лиц Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, наделены должностные лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа –  Югры.

Таким образом, в случае выявления действия (бездействия) при осуществлении закупки для муниципальных нужд, содержащего признаки административного правонарушения, информация может быть направлена в любой из перечисленных органов власти. Выбор органа власти может зависеть, в том числе, от характера правонарушения или наличия признаков ограничения конкуренции.

Принимая во внимание часть 2 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения, рекомендуем направлять информацию о совершении действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения, и подтверждающие такой факт документы в кратчайшие сроки.

Основной рекомендацией при проведении процедур определения поставщика, подрядчика, исполнителя является только более ответственный подход к разработке извещений и документаций о закупках на предмет включения в них всех необходимых сведений, предусмотренных Законом №44-ФЗ, формированию протоколов, составленных в ходе процедур определения поставщика, подрядчика, исполнителя, соблюдению установленных законом №44-ФЗ сроков. Необходимо оперативно реагировать на вступление в силу изменений законодательства, появление новых подзаконных актов, например с 29 апреля 2014 года вступило в силу постановление Правительства РФ о предоставлении преимуществ организациям инвалидов, с правилами предоставления таких преимуществ и перечнем товаров, работ, услуг при закупках которых такие преимущества предоставляются. С 1 июля 2014 года вступит в силу статья о нормировании в сфере закупок, а также требование о необходимости включения в контракт информации о банковском сопровождении контракта в установленных случаях.

Также, Законом о внесении изменений исключается пункт 2 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ устанавливающий требование о правомочности участника закупки заключать контракт. Следовательно, заказчикам необходимо также исключать его из требований к участникам закупки и требований о предоставлении документов во вторых частях заявок, подтверждающих такую правомочность.

В целях сокращения временных затрат требующихся на подготовку документов, рекомендуется принимать дополнительные меры по расширению конкуренции для уменьшения случаев заключения контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ, то есть проводить работу по привлечению потенциальных поставщиков, подрядчиков, исполнителей, конечно же с учетом соблюдения запрета на проведение переговоров с участниками закупки.

Хочу обратить Ваше внимание, что на сегодняшний день существует много информационных источников полезной информации, в том числе и официальных разъяснений законодательства. Помимо правовых систем, таких как консультант +, есть возможность получать ответы на возникающие вопросы в сфере закупок на официальном сайте Российской Федерации закупки. гов.ру в рубрике «часто задаваемые вопросы». Ссылка на эту рубрику имеется и на сайте Министерства экономического развития РФ. Также на сайте Федеральной антимонопольной службы есть рубрика «разъяснения». В интернете также есть так называемый форум закупок, где его участники обсуждают возникающие вопросы и затруднения при осуществлении закупок. Рекомендуем почаще заходить на сайт Службы контроля автономного округа, где в разделе «Новости» отражаются принятые Службой документы и рекомендации (в том числе и методические рекомендации по согласованиям будут размещены там же), ответы на вопросы, задаваемые Службой Министерству экономического развития РФ, ФАС и много другой полезной информации.

Спасибо за внимание.


Возврат к списку