13.09.2021  Просмотров: 1000

Всероссийский проект апробации и внедрения современных моделей профилактики и коррекции девиантного поведения подростков средствами художественного образования и культуры

Всероссийские вебинары «Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков средствами художественного образования и культурологии».

5 августа завершилась серия Всероссийских вебинаров "Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков средствами художественного образования и культурологии", проводимая Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» в рамках выполнения работ по организации общественно значимого мероприятия Минпросвещения России в сфере образования, науки и молодёжной политики на 2021 г. «Всероссийский проект апробации и внедрения современных моделей профилактики и коррекции девиантного поведения подростков средствами художественного образования и культуры» (руководитель проекта д.пол.н., зав лабораторией Социально – педагогических исследований Н.А. Михальченкова).

Более 500 человек - специалисты, родителеи и представители различных организаций образования, культуры и социальной защиты в течении двух месяцев знакомились с различными аспектами работы художественно – культурологичскими средствами с подростками, требующими особого педагогического подхода. С полной записью можно ознакомиться по ссылке, пройдя предварительную регистрацию на сайте https://kpk.kriro.ru/group/12

Партнёром Института в организации и проведении Всероссийских вебинаров явились Коми республиканский институт развития образования и Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина.

Тематика вебинаров была направлена на популяризацию и внедрение художественно – культурологических средств в практику профилактики и коррекции девиантного поведения подростков и отражала наиболее актуальные проблемы в этой области.

16 июня состоялся вебинар «Социально-педагогические и психолого-педагогические концепции девиантного поведения подростка» (И.М.Слободчиков). Илья Михайлович Слободчиков обозначил концептуальную рамку и актуальность проблемы девиантного поведения в подростковом возрасте. Представил систему профилактической работы с обучающимися, включающую дагностическую работу, взаимодействие с ОВД, мониторинговые исследования, методическое обучение классных руководителей, педагогическое просвещение и взаимодействие с родителями, работу в социуме.

22 июня на вебинаре «Концептуальные основы развития творческой активности личности как профилактики девиантного поведения» (С.В.Максимова) были представлены результаты многолетних исследований автора, на основе которых была разработана авторская концепция баланса неадаптивности и адаптивности в творчестве. Светлана Валентиновна Максимова ознакомила слушателей с методическим инструментарием, включающим методики диагностики творческого потенциала детей и подростков, листы наблюдения, учебно-методический комплект «Путь к успеху», трансформационные игры, применяемые для профилактики и коррекции девиантного поведения, вызванного творческой нереализованностью.

24 июня состоялся вебинар «Методы выявления и поддержки творческого потенциала обучающихся». На вебинаре Светлана Валентиновна Максимова познакомила слушателей с авторской методикой диагностики творческой активности дошкольников и младших школьников «Альбом с замаскированными изображениями», разработанной на основе принципа неадаптивности В.А. Петровского, а также тестами на творческую состоятельность для подростков и взрослых. Также были рассмотрены игровые методы и метод портфолио. Система апробировалась в течение 12 лет на инновационных площадках – учебных заведениях различных регионов России.

29 июня на вебинаре «Технологии арт-терапии в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков» (С.В.Максимова) были изложены принципы и основания арт-терапевтического подхода при коррекции девиантного поведения подростков, а также наиболее эффективные арт-технологии – мульттерапия, мозартика и игротерапия, практикуемые автором в течении многих лет. Продемонстрированы результаты исследования эффективности проведения мульттерапии с подростками, нарушившими закон.

17 июня состоялся вебинар «Исторический обзор арт-терапевтических методов коррекции девиантного поведения». Светлана Валерьевна Красильникова познакомила слушателей с историей развития психолого-педагогических подходов к использованию художественно-эстетических и культурологических средств профилактики и коррекции девиантного поведения подростков. Представлен отечественный опыт применения средств и методов профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в специальных воспитательных учреждениях в ХIX-ХХ веках в России.

18 июня на вебинаре «Формы, методы, инструменты использования искусства и культуры для профилактики и коррекции девиантного поведения подростков» (С.В.Красильникова) слушатели ознакомились с эффективными моделями и технологиями использования искусства и культуры с целью коррекции девиантного поведения подростков. Представлен метод арт-терапии, применяемый для педагогической и психологической коррекции девиантного поведения. Раскрыта роль знаково-символической деятельности в сфере художественного образования и культурологии как основа изменений девиантной траектории личности и успешной социализации подростков в воспитательно-образовательной среде СУВУ.

7 июля состоялся вебинар «Арт-технологии в коррекционно-развивающей работе с девиантными подростками» (Н.А.Бутрим). Автором был изложен воспитательный потенциал искусства, представлен метод арт-терапии для коррекции и профилактики девиантного поведения подростков. Были обозначены направления и функции арт-терапии, а также сущностный механизм арт-терапевтичекого процесса методами изотерапии.

7 июля на вебинаре «Проектирование интегративных модулей в рамках деятельности по реализации образовательных программ» Надежда Владимировна Куликова рассмотрела практические вопросы проектирования программ профилактики и коррекции девиантного поведения с использованием методов художественного образования и культурологии. Автором были представлены результаты работы по разработке вариативной модели коррекции девиантного поведения.

14 июля состоялся вебинар «Комплексирование методов и средств художественного образования и культурологии в проектной деятельности» (Н.В.Куликова), на котором были представлены технологии комплексирования методов художественного образования и культурологии в соответствии с задачами процесса коррекции девиантного поведения подростков, изложена логика коррекционно-развивающего процесса. Технологии комплексирования методов входят в типовой комплект вариативных моделей коррекции и является обязательным элементом, повышающим эффективность педагогического воздействия.

2 августа на вебинаре «Комплексные программы профилактики и коррекции девиантного поведения подростков методами культурологии и искусства» Сергей Викторович Иванов совметно с Оксаной Тоюшевой раскрыли роль Хип хопа в активной социализации и адаптации подростков. Были представлены форматы, методы и подходы Хип хоп-педагогики, а также практические кейсы на примере проекта «Хип хоп Соц. Ликбез».

5 августа состоялся вебинар «Модель культурно-образовательного процесса для профилактики и коррекции девиантного поведения методами культуры и искусства» (С.В.Иванов, О.Тоюшева). Слушатели ознакомились с художественными и танцевальными практиками Хип хоп-педагогики для создания образовательной среды, в которой подростки могут реализовывать себя, творчески развиваться, импровизировать, обучать и обучаться. Представлен опыт работы общественной организации НКО ДА ВЫХОД и движения HIP HOP Союз с детьми и молодежью, с трудными подростками, с многодетными семьями. Авторами раскрыта специфика долгосрочных проектов в области применения хип хоп-педагогики для профилактики и коррекции девиантного поведения подростков.

В вебинарах принимали участие руководители учреждений, специалисты органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений, педагогические и социальные работники, в том числе сотрудники отдела культуры администрации города Мегиона, сотрудники образовательных организаций города Мегиона, подведомственных отдела культуры администрации города, заместитель председателя муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Мегионе, а также слушатели, обучающиеся по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации «Современные технологии социально – педагогической работы с несовершеннолетними: теории и практики», «Использование средств художественного образования и культурологии в профилактике и коррекции девиантного поведения подростков в различных социальных учреждениях».








Возврат к списку